Кредит и профиль в социальной сети

Кредит и профиль в социальной сетиСоциальные сети стали в последнее время очень популярными. На страницах пользователей можно узнать много информации об их жизни и увидеть их семейные фотографии. Все эти данные вызывают интерес не только у знакомых, друзей и случайных людей, но и у специальных служб. Чтобы все знать о платежеспособности своих клиентов, банки и всевозможные финансовые учреждения следят за ними. Но что же такого нужно о себе рассказать в соцсети, чтобы привлечь внимание кредиторов?

Это интересно.

В Филиппинах и Колумбии существует проект Lenddo.com, позволяющий оформить заем, используя профиль в социальной сети. В Колумбии можно занять таким способом в среднем около 800 долларов на период от трех месяцев до года. Эти деньги можно потратить на ремонт, лечение или обучение. Для этого человеку нужно заполнить на сайте заявку, загрузить свою фотографию и ссылки на профиль из разных соцсетей (Тwitter, Google+, Facebook, LinkedIn). Для получения кредита таким способом после этого можно приглашать из соцсети родных и знакомых. Далее Lenddo делает подсчет очков (скоринг) страниц своих клиентов и их знакомых, чтобы принять решение о выдаче кредита. Скоринг позволяет банкам оценить свои риски, сделать прогнозы на возвраты заемщиком платежей, управлять рисками. То есть, оценить кредитоспособность клиента. Для выдачи займа клиенту необходимо набрать 400 баллов по системе Lenddo. У его троих друзей (один из них родственник) должно быть столько же баллов. Но как повысить или понизить количество этих балов не указывается. Больше шансов получить деньги в кредит у того, кто более активный в соцсетях. А денежные средства Lenddo получает от различных фондов.

Данными социальных сетей пользуются и американские кредитные бюро. На количество баллов может повлиять то, как часто на фотографиях клиент находится в нетрезвом состоянии, какие он посещает магазины, что любит читать, в каком соцстатусе находятся его друзья, что чаще всего «лайкает», какое у него образование и где он его получил, с кем общается. Исходя из этой информации, составляется психологический портрет потенциального заемщика, который для бюро не менее важен, нежели данные о доходах и долгах клиента.

Германская компания Kreditech выдает микрозаймы на один месяц, опираясь на результаты скоринга страничек людей. Сотрудниками компании анализируется активность людей в социальных сетях. По словам главы Kreditech, компания рассматривает до восьми тысяч факторов! Смотрят даже на то, какие покупки делает человек через Интернет, полагая, что это дает информацию об образе жизни клиента. А чтобы отсечь мошенников, стараются определить местонахождение человека, если это возможно. Исходя из того, что у компании менее 10 процентов простроченных кредитов, можно заявить об эффективности данного подхода.

В России такая скоринговая модель пока только на стадии развития. «Однокласники» уже предлагали ВТБ24 купить проект использования социальной сети для скоринга. Однако банк не согласился приобретать его, поскольку не было предложено механизма распознавания где настоящий профиль клиента, а где фейк.
Систему оценки потенциальных клиентов для ВТБ24 предлагала и компания «Техносерв». Система оснащена функционалом «Discourse», являющимся закрытой соцсетью для клиентов и работников банка. Открытые для них профили в данной соцсети привязывают к профилю в публичной соцсети, что позволяет в режиме онлайн следить сотрудникам банка за изменениями. То есть, кредитор сразу видит, что человек потерял работу или развелся, если он об этом сообщил в соцсети. На оценку клиента влияет и его круг общения, а также сообщества, в которых он состоит. Но пока «Discourse» еще не внедрили.

Что дальше?

Скоринговая система оценки по профилю в соцсети не обойдет и нашу страну. Уже сейчас можно наблюдать косвенную связь. Так, например, существует сайт «Вдолг.ру», где можно указать ссылки на странички в соцсетях при оформлении заявки. И хотя активность в соцсетях является не самым значимым фактором при принятии решения, все же для кредиторов он важен. По мнению экспертов, скоро поводом проверять клиентов более тщательно станет отсутствие их страничек в соцсетях.

О платежеспособности заемщиков, кстати, банку могут рассказать устройства, с которых они заходят в Интернет, а также страны, куда ездят клиенты. Хотя можно ввести в заблуждение, указав неправдоподобные сведения. Пока что нет надежных технологий отсева таких пользователей. Да и удалить свой профиль человеку не составит особого труда.

Непроизвольно возникает вопрос о том, законно ли использование банком подобной информации? Передать данные о клиенте из соцсети в бюро по кредитам банк, конечно же, без согласия клиента не имеет права. В то же время, нет пока законов, которые запрещают их использовать.

Использование социальных сетей для оценки платежеспособности заемщиков остается вопросом времени.

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


6 − = один